Цель: выявление уровня адаптации учащихся.
Задачи:
- Определить уровень адаптации ребенка к социальному окружению.
- Выявить уровень принятия учащимися собственной личности.
- Определить уровень адаптации ребенка к ведущей деятельности.
Тип методики: вопросник.
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Возраст: пятиклассники.
Обработка результатов: сравнить данные протокола с ключом. За каждое совпадение поставить 1 балл. Подсчитать количество баллов в каждой колонке, затем общий балл – сумма баллов первых трех колонок.
Интерпретация результатов:
Описание методики: текст вопросника состоит из 24 утверждений, описывающих состояние личности в различных ситуациях, исходя из которых, можно сделать вывод об уровне адаптации учащихся к социальному окружению (А/С), процессу обучения (А/Д) и к своей личности на данный момент (А/Я). В методику включены вопросы, составляющие «шкалу лжи» (Л), которая позволяет судить о выраженности у испытуемых тенденции давать «социально одобряемые» ответы. Высокие показатели по этой шкале сокращают достоверность результатов тестирования и выявляют особенности «самопрезентации» подростков.
Текст вопросника
Инструкция «Внимательно прочтите каждое утверждение теста. Если вы с ним согласны, то в протоколе, напротив его номера поставьте знак (+), если не согласны - знак (-)».
1. Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь разговариваю.
2. Я люблю соревноваться с другими и побеждать.
3. Мне легко подбирать слова, чтобы выразить свои мысли и чувства.
4. Я всегда сдерживаю обещание, даже если это мне не выгодно.
5. Я общительный, открытый человек и легко схожусь с другими.
6. Я постоянно стремлюсь к успеху, мне важно быть в числе лучших.
7. Я практически не имею свободного времени.
8. Я всегда говорю взрослым только правду.
9. Я стараюсь держаться ото всех в стороне.
10. Часто я неприятен сам себе.
11. На некоторых уроках я чувствую себя глупым.
12. Я всегда справедлив в отношениях с учителями и родителями.
13. Я часто смущаюсь и испытываю чувство застенчивости.
14. Я чувствую неуверенность в себе.
15. Мои достижения - плоды моего труда, а не результат везения.
16. Я никогда не говорю о других дурно.
17. Попадая в новый коллектив, я быстро приспосабливаюсь и легко со всеми знакомлюсь.
18. Порой мне кажется, что я ни на что не гожусь.
19. С учебой я справляюсь легко.
20. Я никогда не беру дома ничего без спроса.
21. Мне нравится участвовать в различных коллективных мероприятиях.
22. В целом я хорошо отношусь к себе и доволен своим положением.
23. Я умею упорно работать.
24. У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.