Понедельник, 29.04.2024, 15:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт школьного психолога

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методических разработок

Конкурсы » методических разработок

План - конспект урока (I место в республиканском конкурсе на лучшую методическую разработку к курсу "Основы нравственности в мировых религиозных культурах")

Тема: Приднестровье – наша Родина.

Цель: формирование у учащихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и религии; развитие у учащихся ценностного отношения к понятиям культура и религия.

Задачи: 

  1. Актуализировать и расширить представления учащихся о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Приднестровья.
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности учащихся.
  3. Совершенствовать коммуникативные навыки, активизировать интерес учащихся к предмету.

Ожидаемые результаты: 

  • Учащиеся узнают: что такое духовный мир человека, культурные традиции, морально-этические нормы и их значении в жизни человека, семьи, общества.
  • Учащиеся усовершенствуют коммуникативные навыки, умения работать в группе.
  • Учащиеся придут к выводу о том, что народы Приднестровья едины в своих общих гражданских ценностях и нормах, нравственных основах. Все это создает возможности взаимопонимания и сотрудничества людей в обществе вне зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности.

Основные средства наглядности: мультимедийная презентация к уроку, иллюстрации с видами Приднестровья, изображения государственной символики, фотографии проводимых в городе, селе праздников «Мэрцишор», «Масленница» и других, изображения памятников и храмов Приднестровской земли.

I этап. Вводный (мотивационно-организационный)

1. Организация деятельности учащихся. (3 минуты) Слайд 1.

С целью создания эмоционального настроя учитель декламирует стихотворение Леонида Литвиненко «Признание»:

Город мой! Ну, какою мерою                               Ты прошел сквозь века,сквозь горести, 

Мне измерить любовь свою?                             Дух не сломленный пронеся,

Я люблю,потому что верую,                              Потому говорю я с гордостью:

И я верую, что люблю.                                       «Не любить тебя мне нельзя!»

  • Кому признается в любви наш соотечественник Леонид Литвиненко?
  • Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (После ответов учащихся на слайде 1 появляется тема урока)

2. Актуализация опорных знаний – составление синквейна «Родина» (15 минут)

Мы живём в замечательной стране, имя которой – Приднестровская Молдавская Республика или коротко, Приднестровье. Произнесите это слово, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, одухотворённость… Мы уважительно называем нашу страну Отечество, потому что наши отцы, деды, прадеды и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить ее для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родина, потому что родились и живём в ней. Каждый из нас вкладывает в это понятие свой смысл.Я предлагаю вам в течение 5 минут подумать и оформить свои представления о Родине в форме Синквейна. Слайд 2.

Все желающие зачитывают свои белые стихи – синквейны. Учитель организовывает групповое обсуждение, в результате которого учащиеся делают выводы о том, что все мы – граждане одной страны, по-своему любим Отчизну, нас объединяют общие ценности, которые создают основу для взаимопонимания и сотрудничества людей. Учитель знакомит учащихся с основной целью уроков курса «Основы нравственности в мировых религиозных культурах»–усвоение нравственных, духовных и культурных установок, традиционных для Приднестровской Молдавской Республики.

II этап. Основной (информационно-аналитический)

1.Словарная работа. Слайд 3. (5 минут)

Каждый из нас при рождении попадает не только в какую-то природную, но и в определенную культурную среду, созданную умом и руками его предков и им самим. Жилище, одежда и предметы быта – все это плоды труда многих поколений. А разве можно представить себе жизнь без родного слова, без музыки или театра? Конечно же, нет! Область обитания человека, включающую его веру, знания и творчество, называют духовным миром.Что же такое духовный мир человека?

На 3-м слайде по щелчку учителя последовательно появляются определения, значение которых прорабатываются с учащимися. В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что культурные традиции– это богатство любой многонациональной страны, овладеть которым стремится каждый истинный гражданин, через усвоение морально-этических норм и религиозной культуры.

2. Работа в группах, разработка ролика «Мое Отечество – это…» Слайд 4. (15 минут)

Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик, только объектом нашей рекламы станет страна, в которой мы живем. Наша задача – представить Приднестровье так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать потенциальных туристов. Все – как в обычной деятельности рекламной службы. Работать вы будете по группам в течение 10 минут. В своем ролике вы можете использовать иллюстрации, которые я раздам каждой из групп, можете спеть гимн, инсценировать фрагмент обряда или народного гулянья, главное – отразить самые важные и истинные, по вашему мнению, достоинства нашей Родины.

В зависимости от количества учащихся класс делится на 3 – 4 группы, каждой из которых учитель раздает заранее подготовленные наборы иллюстраций. При необходимости можно использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в классе. Время на подготовку – десять минут.Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты.

III этап. Заключительный (обобщающе-рефлексивный)

1. Обобщение. Слайд 5. (5 минут)

В классе после презентаций роликов проводится обсуждение интересных находок и творческих решений. Важно выяснить, какие чувства испытывали ребята, просматривая ролики одноклассников.

Так же как в окружающем нас внешнем мире, в духовном мире человека есть взлеты и падения, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. Однако этот выбор никогда не бывает лёгким. Как не разрушить свой внутренний мир, как выбрать самую лучшую дорогу в жизни? Чтобы получить ответы на эти и многие другие вопросы, важные для каждого человека, мы начали изучать предмет «Основы нравственности в мировых религиозных культурах».

2. Домашнее задание. (1 минута)

Используя справочные источники, в том числе из ресурсов Интернета, найти определение национальных религий и выяснить, чем они отличаются от мировых. На примере одной из национальных религий показать эти отличия. (Iвариант – на примере индуизма, II вариант – на примере иудаизма)

3. Рефлексия. (1 минута)

Давайте подведём итоги. Для этого ответьте на вопросы, которые вы видите на 5-ом слайде.