Профильное обучение как ведущий метод социализации старшеклассников в МОУ «Бендерский теоретический лицей»
Как известно, социализация личности - противоречивый процесс. С одной стороны, он предполагает адаптацию человека к обществу, а с другой - обособление от него. Социализация является процессом включения человека в социальное взаимодействие, которое обеспечивает его формирование как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей, норм, установок, и предполагает выработку у него необходимых свойств и способностей.
В процессе социализации правомерно выделить несколько периодов. Профессиональный интерес для нас представляет первый этап, который можно обозначить как раннюю социализацию, связанную с приобретением социально обязательных общекультурных знаний и навыков, а также начало второго этапа – профессиональной социализации. Реализующими социальными институтами для данных этапов являются дошкольные учреждения и школа.
Школа выступает для ребенка основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов. Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах, через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, сколько всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Выдвинутая на современном этапе цель образования развитие личности – не означает, что воспитание оказывается более значимым по сравнению с обучением. Меняется смысл учебной деятельности: усвоение знаний воспринимается не как цель, а как одно из средств, причем ведущих в развитии личности.
В Бендерском теоретическом лицее сложился опыт социализации учеников в процессе профильного обучения. Профильное образование — это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс обучения на последней школьной ступени более индивидуализированным, отвечающим их реальным познавательным запросам и ориентациям, способным обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности. В концепцию лицейского образования заложены идеи развития у подростков собственной активности, жизненного планирования,систематизации усилий и личностной ответственности. Главным преимуществом, которое предоставляет профильное образование, является постепенность смены ведущих задач развития. Согласно теории социального научения, для формирования определенных навыков необходимо, чтобы желательные действия ребенка в окружающем мире находили систематическое подкрепление. Переход в учебной деятельности с монологических методов к диалогу, активизация учащихся благодаря использованию интерактивных форм организации учебного процесса. Неотъемлемой частью лицейского обучения является предоставление старшеклассникам права выбора уровня достижений и способа выполнения заданий, дифференциация содержания образования на завершающем этапе - все эти направления перестройки процесса усвоения знаний становятся ведущими средствами развития личности в нашем лицее.
Продолжение... Скачать профильное обучение полностью