Понедельник, 29.04.2024, 11:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт школьного психолога

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Храм как мир

Учебные материалы » храм как мир

С древних времён храм воспринимался человеком как уменьшенная модель мира. Представления людей о структуре мироздания нашли воплощение в храмовом строительстве всех народов. Надо сказать, что все виды архитектурных построек в христианском мире соотносятся с формами древних библейских сооружений. Например, сама четырехугольная форма здания соотносится с формой Ноева Ковчега - символа спасения среди бедствий.

В основе планировки православного храма лежит прямоугольник, разделенный внутри на девять (или больше, у крупных сооружений) внутренних прямоугольников. В плане он имеет форму равноконечного креста. Такой тип храма называется крестово-купольным (центрическим), потому что здание центрического храма венчает купол, изображающий собою небо. Он опирается на барабан и заканчивается главой, на которой ставится крест во славу главы Церкви – Иисуса Христа. С восточной стороны имеется абсида. В ней располагается алтарь... Любой христианский храм алтарём ориентирован на восток, так как Иисус Христос для христиан есть «Восток», от Него воссиял вечный Божественный Свет.

Количество куполов строго символично. Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали возводить храмы с несколькими главами. Так, две главы напоминают о двуединой природе Христа, три главы символизируют Святую Троицу, пять глав – Христа и евангелистов, семь – христианские таинства, девять – ангельские чины, тринадцать – Христа и апостолов. Число глав могло быть и больше. Форма купола также имеет значение. Шлемовидная форма – более древняя – напоминает о доблестных воинах - защитниках Отечества и веры. Луковичная – это пламя свечи. Не менее важен и цвет купола. Золотые купола храмов, посвящённых Христу или двунадесятым праздникам– символ небесной славы. Синие со звёздами посвящены Пресвятой Богородице и напоминают о рождении Христа. Зелёные посвящались Троице и Святому Духу. Храмы, посвящённые святым, венчались серебристыми куполами. Рядом с входом в храм или над ним строилась звонница или колокольня. С XVI века на Руси стали воздвигать шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением.

За порогом храма – удивительный мир со своей историей, символикой, традициями. Здесь нет ничего лишнего. Каждая мелочь, каждая деталь имеет глубокий духовный смысл. Перед входом в храм – ступеньки или крытое крыльцо. Это паперть. Обычно здесь располагаются нищие, просящие подаяния.

Мы входим в притворпереднюю часть храма, символизирующую начальную ступень воцерковления. Раньше здесь стояли оглашенные - люди, ещё только готовящиеся к таинству крещения, грешники, отлучённые от Святого Причастия, иногда женщины. Теперь в притворе часто располагается церковная лавка, где можно купить всё необходимое прихожанину.

Средняя часть храма иногда называется трапезной, потому что здесь после службы предлагается антидор (маленькие кусочки просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец) и святая вода. Рядом колонн средняя часть разделяется на нефы. Так называются части храма, расположенные между рядами колонн или рядом колонн и стеной. Здесь молятся прихожане в окружении икон.

Неподалёку от входа установлен кануникстол, на котором стоит распятие и подставка для свечей. Перед кануником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения. На кануник обычно прихожане кладут свои подношения: хлеб, сладости, фрукты, пироги и пр. Посредине храма с потолка спускается паникадилобольшой подсвечник со множеством свечей.

На стенах храма, а также в особых больших рамах – киотах –и на аналояхузких столиках с наклонной плоскостью – находятся иконы. В трапезной мы видим и хоругвииконы на знамёнах с высокими древками. Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой, уставленной иконамииконостасом. В середине иконостаса – главный вход в алтарьЦарские врата. Алтарь устраивается на возвышении. Возвышение, на котором располагаются алтарь и иконостас, значительно выступает вперёд, в среднюю часть храма, и называется солеёй ( греч. «возвышение посреди храма»). Поскольку солея – часть алтаря, мирянам на неё ступать нельзя. В середине солеи, напротив Царских врат, есть выступ - амвон (греч. «восхожу»). Он символически очень значим. Это и камень, отваленный от Гроба Господня, и гора, с которой проповедовал Христос, и Вифлеемская пещера, где Он родился. С амвона священник произносит молитвы и читает Евангелие. Здесь же произносятся проповеди. С обеих сторон солеи, у стен храма, находятся клиросы (греч. «жребий, надел») - места для чтецов и хора.

Алтарь(от лат. Aita ara – высокий жертвенник) является самой главной частью храма. В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всём храме – Престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Иногда в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из которых освящается в память особого события или святого. Такие алтари называются приделами, и неф, соответствующий данному приделу, также называется приделом. Например, Никольский придел в память св. Николая, Успенский – в память Успения Божьей Матери и т. д. Престол – это особо освящённый четырёхугольный стол, находящийся посередине алтаря. Он покрыт двумя материями: нижней – из белого полотна и верхней – из парчи. На нём таинственно, невидимо присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу могут только священнослужители. На престоле находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. Главный священный предмет храмаантиминс. Это освящённый архиереем шёлковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. В первые века христианская служба совершалась на гробницах мучеников. Недаром само слово «антиминс» переводится с греческого как «вместопрестолие». Без антиминса службу совершать нельзя. Обыкновенно антиминс завёрнут в другой плат – илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.

Дарохранительницаэто небольшой ящичек в виде церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А домой к ним для причащения священник ходит с дароносицей. За престолом стоит семисвечник с семью лампадами, а за ним – запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким ) местом; оно обычно и делается возвышенным и считается самым святым местом даже в алтаре. Налево от престола, у северной стены алтаря, находится небольшой стол – жертвенник. На нём приготовляются дары для таинства причащения. Поэтому на жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним: потир – святая чаша, в которую вливается вино с водою (символ крови Христовой); дискос – блюдо на подставке для причастного хлеба (символа тела Христа); звездица – две дуги, соединённые крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица – символ звезды вифлеемской); копие – острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа); лжица – ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный причастный хлеб покрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой – воздухом.

Справа от престола находится ризница, где хранятся священные одежды, церковные сосуды и книги. Кроме того, за алтарной преградой хранятся кадильница, употребляемая для каждения фимиамом (ладаном), дикирий (двусвечник, знаменующий два естества в Иисусе Христе), трикирий (трёхсвечник, знаменующий Троицу,) и рипиды (металлические круги-опахала с изображением на них херувимов – рипидами диаконы веют над дарами при их освящении).

Все описанные предметы являются высокохудожественными произведениями прикладного искусства. Ими пользуются в храмах из поколения в поколение, бережно хранят не только как сакральные принадлежности богослужения, но и как вещественную память о предках, воплощённую в прекрасных образах. Неведомые нам мастера прошлого: кузнецы, чеканщики, резчики, златошвеи, кружевницы, ювелиры, краснодеревщики – почитали за великую честь творить предметы для храма и с молитвою прилагали к этому всё своё умение, фантазию, любовь. Величайшим святотатством считается кража из храма. Это беспримерное богохульство, глумление над памятью предков, позор и посрамление вора на веки вечные. Интерьер православного храма складывался с IV века, когда прекратились гонения на христиан. Он ясно и полно выражает христианское миропонимание и вероучение.