Возрастная карта
Возрастной период: Раннее детство (0 - 3)
Ведущая деятельность: Непосредственное эмоциональное общение и предметно-манипулятивная деятельность.
Психические новообразования: Потребность в общении, эмоциональных отношениях. Развитие речи и наглядно-действенного мышления, овладение прямохождением. Отношения к предметам как вещам, имеющим определенное назначение.
Возрастной период: Дошкольный возраст (3 - 6)
Ведущая деятельность: Ролевая игра.
Психические новообразования: Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Первоначальное складывание личности. Развитие самооценки и притязаний.
Возрастной период: Младший школьный возраст (6 - 11)
Ведущая деятельность: Учение.
Психические новообразования: Возникновение устойчивых форм поведения и деятельности. Развитие нового познавательного отношения к действительности. Формирование характера.
Возрастной период: Средний школьный возраст (11 - 15)
Ведущая деятельность: Интимно-личностное общение в процессе общественно-полезной деятельности и обучения.
Психические новообразования: Чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Критичность мышления, формирование самоанализа и самоутверждение. Половое созревание, интерес к противоположному полу, повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. Заметное развитие волевых качеств и потребность в общении.
Возрастной период: Старший школьный возраст (15-17)
Ведущая деятельность: Учебно-профессиональная деятельность.
Психические новообразования: Оценочные суждения, принципы и убеждения. Стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Критическое отношение к взрослым. Психосексуальные ориентации. Гражданские права и обязанности.