1. Задачи курса.
Курс «Мировая художественная культура» призван помочь понять закономерности поступательного духовного развития общества, познакомить с достижениями различных народов в области культуры, в том числе художественной, с их вкладом в общую «копилку» человечества; расширить кругозор, обогатить мышление и речь; научить понимать «язык» отдельно взятой во времени и пространстве художественной культуры; подвести к ощущению себя как необходимой части человечества, как хранителя и передатчика важнейшей информации во времени; научить отличать истинную красоту от навязываемого повсеместно ширпотреба; воспитать художественный вкус; привести к мысли о великом единении всех народов Земли; построить художественно - эстетическую модель мира и определить своё место в ней.
2. Особенности данной программы.
Программа курса является результатом многолетнего опыта преподавания МХК в теоретическом лицее замечательного педагога Солоницыной Т.А. – учителя высшей категории, отличника народного образования ПМР.
Исходя из задач курса, она предполагает культурологический подход к предмету. Такой подход осуществляется при широких связях с различными областями человеческой деятельности: историей и теорией искусства, этнографией, археологией, философией, эстетикой, этикой, психологией, лингвистикой, географией, религиоведением.
Программа рассчитана на 7 лет обучения при 2-х часовой недельной нагрузке. В ней предпринимается попытка последовательного, системного подхода к развитию мирового художественного процесса от синкретической культуры первобытного общества до важнейших культурологических явлений нового времени.
Программа построена по тематическому принципу, который подразумевает наличие основной темы года, темы разделов и тем каждого урока. При этом главное - насколько глубоко прочувствовал ученик материал, понял главную мысль, ключевое направление темы.
Такое построение даёт возможность учителю свободно выбирать иллюстративный материал, учитывая его наличие и доступность в конкретных условиях каждого учебного заведения, предполагает гибкое, осмысленное следование генеральным курсом.
3. Знания и умения
К концу всего цикла преподавания учащиеся должны знать:
- Основы мирового мифотворчества и его производные.
- Важнейшие рассказы Библии как одной из основ художественной культуры Европы.
- Основы художественной культуры индусов, буддистов и мусульман.
- Признаки деструктивных сект, разрушающих традиционные мировые культуры.
- Основные художественные направления европейской культуры.
- Вклад каждой культуры в мировой художественный процесс.
- Темы, сюжеты, героев, идеи ряда великих произведений в области мировой литературы, изобразительного искусства, архитектуры.
- Историю создания некоторых памятников мировой культуры; факты биографии знаменитых деятелей культуры.
- Часть лексики данной области духовной культуры.
- Некоторые виды художественных промыслов и направления прикладного искусства разных народов.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- правильно употреблять лексику и фразеологию курса;
- производить общий анализ художественного произведения;
- выразительно читать наизусть наиболее яркие образцы мировой лирики;
- собирать и систематизировать культуроведческий материал,
- узнавать выдающиеся памятники мировой культуры;
- владеть художественным языком той или иной эпохи и страны,
- написать реферат или сочинение на заданную тему;
- работать с дополнительной литературой;
- самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания;
- обосновывать и ясно излагать свои позиции в области культурологии;
- свободно чувствовать себя в различных ситуациях,связанных с МХК.
4. Методы и приёмы.
Основными методами и приёмами являются:
- беседа;
- беседа с элементами лекции;
- дидактические игры;
- самостоятельные сообщения и рефераты;
- творческая работа учащихся в классе и дома;
- обобщающие уроки;
- ведение словарей, таблиц, записей;
- тестирование.
Главные вопросы каждого урока: «Почему?», «Зачем?» и «Как?». Огромное значение имеет обращение учителя к чувствам учащихся. Следует вовлечь их в процесс активного участия в происходящем на уроке, превратить их из слушателей в сотворцов и помощников, дать им возможность самим делать выводы и обобщения. Хорошо, когда урок становится открытием, в котором все видят роль каждого. Поэтому применимы все приёмы, развивающие эвристическое мышление.
5. Наглядно - иллюстративный материал.
Это тексты литературных произведений, иллюстративный видео- и звукоряд, репродукции, электронные презентации к урокам, предметы прикладного искусства (по усмотрению учителя и в зависимости от имеющихся в школе возможностей обеспечить учебный процесс).