В нашей стране тест адаптирован Н. В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних стадиях их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов и увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Поэтому акценты должны быть смещены с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения
людей в конфликтных ситуациях Томас считает применимой двухмерную модель
регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация
(К),
связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт;
и напористость
(Н), для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум способам измерения Томас выделяет следующие способы
регулирования конфликтов:
1.
Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих
интересов в ущерб другому. (К=0, Н=2)
2.
Приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в
жертву собственных интересов ради интересов другого. (К=2, Н=0)
3.
Компромисс. (К=1, Н=1)
4.
Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации,
так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. (К=0,
Н=0)
5.
Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью
удовлетворяющей интересы обеих сторон. (К=2, Н=2)
К. Томас считает, что при
избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах
поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник
оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как
идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны
оказываются в выигрыше.
В своем опроснике по выполнению типичных форм
поведения Томас описывает каждый из пяти перечисленных вариантов двенадцатью
суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях
они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых испытуемому предлагается
выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его
поведения.
Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление
о выраженности у него тенденции к
проявлению соответствующих форм
поведения в конфликтных ситуациях.
Текст опросника:
1. А.
Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за
решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать, то в чем мы
расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти
компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом
интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво
стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и
главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти
компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими
собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную
ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы
избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать
возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем,
чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы в другом добиться своего.
8. А. Обычно я настойчиво
стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы
и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда
стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы
добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь
достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное
решение.
11. А. Первым делом я
стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и
главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю
позиции, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в
чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13.
А.
Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было
сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою
точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику
и преимущество моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить
другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все
необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задевать
чувств другого.
Б. Я стараюсь убедить другого в
преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво
стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы
избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает
другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он
также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я
стараюсь ясно определять то в чем, состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного
вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно
преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти лучшее
сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я
стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому
обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти
позицию, которая находится посредине между моей и точкой зрения другого
человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я
озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я предоставляю
возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого
кажется ему очень важной, я постараюсь
пойти навстречу его желаниям.
Б.
Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать
другому логику и преимущество моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь
быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю
позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем,
чтобы удовлетворить желания каждого
из нас.
27. А. Зачастую я избегаю
занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам
ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь
добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю
позицию
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за
каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задевать чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.