Понедельник, 29.04.2024, 18:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт школьного психолога

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

О программе курса МХК

Учебные материалы » о программе курса МХК

1. Задачи курса.

Курс «Мировая художественная культура» призван помочь понять закономерности поступательного духовного развития общества, познакомить с достижениями различных народов в области культуры, в том числе художественной, с их вкладом в общую «копилку» человечества; расширить кругозор, обогатить мышление и речь; научить понимать «язык» отдельно взятой во времени и пространстве художественной культуры; подвести к ощущению себя как необходимой части человечества, как хранителя и передатчика важнейшей инфор­мации во времени; научить отличать истинную красоту от навязываемого повсеместно шир­потреба; воспитать художественный вкус; привести к мысли о великом единении всех народов Земли; построить художественно - эстетическую модель мира и определить своё место в ней.


2. Особенности данной программы.

Программа курса является результатом многолетнего опыта преподавания МХК в теоретическом лицее замечательного педагога Солоницыной Т.А. учителя высшей категории, отличника народного образования ПМР.

Исходя из задач курса, она предполагает культурологический подход к предмету. Такой подход осуществляется при широких связях с различными областями человеческой деятельности: историей и теорией искусства, этнографией, археологией, философией, эстетикой, этикой, психологией, лингвистикой, географией, религиоведением.

Программа рассчитана на 7 лет обучения при 2-х часовой недельной нагрузке. В ней предпринимается попытка последовательного, системного подхода к развитию мирового ху­дожественного процесса от синкретической культуры первобытного общества до важнейших культурологических явлений нового времени.

Программа построена по тематическому принципу, который подразумевает наличие основной темы года, темы разделов и тем каждого урока. При этом главное - насколько глубоко прочувствовал ученик материал, понял главную мысль, ключевое направление темы.

Такое построение даёт возможность учителю свободно выбирать иллюстративный материал, учитывая его наличие и доступность в конкретных условиях каждого учебного заведения, предполагает гибкое, осмысленное следование генеральным курсом.

3. Знания и умения

К концу всего цикла преподавания учащиеся должны знать:

  1. Основы мирового мифотворчества и его производные.
  2. Важнейшие рассказы Библии как одной из основ художественной культуры Европы.
  3. Основы художественной культуры индусов, буддистов и мусульман.
  4. Признаки деструктивных сект, разрушающих традиционные мировые культуры.
  5. Основные художественные направления европейской культуры.
  6. Вклад каждой культуры в мировой художественный процесс.
  7. Темы, сюжеты, героев, идеи ряда великих произведений в области мировой литературы, изобразительного искусства, архитектуры.
  8. Историю создания некоторых памятников мировой культуры; факты биографии знаменитых деятелей культуры.
  9. Часть лексики данной области духовной культуры.
  10. Некоторые виды художественных промыслов и направления прикладного искусства разных народов.

 

Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • правильно употреблять лексику и фразеологию курса;
  • производить общий анализ художественного произведения;
  • выразительно читать наизусть наиболее яркие образцы мировой лирики;
  • собирать и систематизировать культуроведческий материал,
  • узнавать выдающиеся памятники мировой культуры;
  • владеть художественным языком той или иной эпохи и страны,
  • написать реферат или сочинение на заданную тему;
  • работать с дополнительной литературой;
  • самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания;
  • обосновывать и ясно излагать свои позиции в области культурологии;
  • свободно чувствовать себя в различных ситуациях,связанных с МХК.

4. Методы и приёмы.

Основными методами и приёмами являются:

  1.   беседа;
  2.   беседа с элементами лекции;
  3.   дидактические игры;
  4.   самостоятельные сообщения и рефераты;
  5.   творческая работа учащихся в классе и дома;
  6.   обобщающие уроки;
  7.   ведение словарей, таблиц, записей;
  8.   тестирование.

Главные вопросы каждого урока: «Почему?», «Зачем?» и «Как?». Огромное значение имеет обращение учителя к чувствам учащихся. Следует вовлечь их в процесс активного участия в происходящем на уроке, превратить их из слушателей в сотворцов и помощников, дать им возможность самим делать выводы и обобщения. Хорошо, когда урок становится открытием, в котором все видят роль каждого. Поэтому применимы все приёмы, развивающие эвристическое мышление.

 5. Наглядно - иллюстративный материал.

       Это тексты литературных произведений, иллюстративный видео- и звукоряд, репродукции, электронные презентации к урокам, предметы прикладного искусства (по усмотрению учителя и в зависимости от имеющихся в школе возможностей обеспечить учебный процесс).