Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Занятия с родителямиКлассному руководителю » занятия с родителямиПрограмма для родителей: «Моя семья». Профилактическая работа с семьей является одним из важных направлений деятельности школьного психолога. Именно в общении с взрослыми дети усваивают социальные нормы и ценности, присваивают общественно-исторический опыт, отражающий конкретный уровень экономического, социокультурного развития общества и человека. Программа «Моя семья» рекомендуется для родителей младших школьников и подростков 5—7-х классов как одна из форм проведения родительских собраний. Она состоит из пяти занятий, некоторые упражнения можно использовать в качестве домашнего задания. Предварительно психолог на родительском собрании проводит вводное занятие: рассказывает об особенностях развития личности школьника данного возраста, о психологических проблемах, дает общую характеристику класса на основе проведенной ранее диагностики. Важно пробудить интерес и мотивировать родителей на продолжение занятий. Например, можно начать со слов: «Мы становимся родителями в момент рождения первенца и постигаем основы воспитания ребенка с его взрослением, часто совершая ошибки из-за незнания особенностей психологического развития данного возраста. Некоторые родители строят процесс воспитания по образу и подобию своих родителей; другие пытаются найти свой способ, знакомясь с опытом известных семей, например Никитиных; некоторые отдают процесс воспитания ребенка в руки дедушек и бабушек либо перепоручают это дело государственным учреждениям. Мы предлагаем на последующих родительских собраниях продолжить обсуждение формирования личности ребенка в семье». В качестве домашнего задания можно предложить родителям определить стиль воспитания с помощью опросника АСВ (анализ семейного воспитания). Желательно, чтобы на опросник ответили все члены семьи, участвующие в воспитании, по отдельности (мама, папа, бабушка, дедушка). Бабушка и дедушка отвечают в том случае, если являются активными участниками, то есть живут одной семьей с ребенком. После этого сравниваются результаты. В случае расхождения мнений обсуждаются преимущества и недостатки каждого типа воспитания. При необходимости семья или ее представители могут прийти на индивидуальную консультацию к психологу. Занятия должны носить систематический характер, при этом учитывается, что они могут являться частью родительского собрания, но могут проходить и на добровольной основе в течение нескольких дней подряд. ЗАНЯТИЕ № 1. ЧТО ТАКОЕ МОЯ СЕМЬЯ Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой. Народная мудрость Рекомендации к занятию. На этом занятии предлагается определиться с пониманием сущности семьи, выявить отношения между ее членами. Супруги часто по-разному понимают, что такое состав семьи, включают туда родителей, других ближайших родственников. Причем мнения родителей по этому поводу могут различаться. Важно организовать с помощью наших занятий общение как внутри семьи, так и между семейными парами. Цель: определение понятия семьи, ее функций, нравственных основ и традиций. ХОД ЗАНЯТИЯ Ведущий. Семья — один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. В литературе понятия «брак» и «семья» нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные отечественные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (18 16— 1887), автор работы «Материнское право». Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818-- 1881) «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, несомненно, оказали влияние на состояние семьи. Современная семья находится в поиске новых путей своего развития. Предлагается обсудить правила поведения в группе. Правила поведения в группе. • Настрой на актуальное психологическое состояние, не только собственное, но и своего партнера. •Безоценочное восприятие личности партнера. • Изначальное доверие к намерениям партнера. • Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решение. • Содержание общения должно включать проблемы и нерешенные вопросы. • Разговор нужно вести, искренне демонстрируя свои чувства и желания. Данные правила необходимо помнить и супругам. Если на занятиях присутствует только один из них, выполнением рекомендованных упражнений они все равно должны заниматься совместно. На начальном этапе необходимо обсудить со своим партнером: · Всегда ли ваше общение соответствует этим правилам? · Готовы ли вы двигаться в одном направлении для сплочения вашей семьи? · Готовы ли преодолеть те разногласия, которые могут у вас возникнуть при обсуждении семейных проблем? · Готовы ли вы честно и искренне посмотреть на себя и открыться своему партнеру? Если да, тогда смелее за дело. Если нет, то можете поразмыслить над поставленными вопросами в одиночестве. Ключевые понятия Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Важнейшими функциями семьи являются: • репродуктивная (рождение детей): • экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты своих членов); • хозяйственно-потребительская (соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства); • воспитательная (семейная социализация, воспитание детей); • социально-статусная (связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи); • восстановительная (поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха); • коммуникативная (общение, обмен информацией). Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т. д. Упражнения для индивидуальной и групповой работы. Родителям предлагается проделать упражнения. Они могут быть выполнены либо на занятии, либо самостоятельно дома с последующим обсуждением выводов и проблем, с которыми столкнулись партнеры в ходе общения. Упражнение «СЕМЬ Я» Ведущий. Впишите в сердечки имена членов вашей семьи. Стрелочками укажите отношения между ними: прямой – хорошие отношения, волнистой линией — эмоционально-неуравновешенные, пунктиром — слабые, жирной линией — авторитарные. При выделении отношений можно добавить свои опознавательные знаки с учетом индивидуальных особенностей вашей семьи (см. рис.). Обменяйтесь мнениями по поводу восприятия в семье сложившихся отношений между ее членами. Ведущий. С давних пор люди составляют гербы из разных символов, в которых они находили поддержку и силу. В этом гербе имели отражение: имя, символ, личная сила, сильная черта характера, внешняя сила (что или кто поддерживает извне), «подвиг» (ситуации, в которых члены семьи были «на высоте»), мечта. Нарисуйте герб своей семьи. В рисовании герба необходимо принять участие всем членам семьи. Ведущий. Запишите традиции семьи, в которой вы выросли, и те, которые бы хотели иметь в своей семье. Традиции родительской семьи. Традиции моей семьи Ведущий. Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живет семья: «Взаимное уважение в семье, «Забота о воспитании детей», «Один за всех, все за одного». Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. Сформулируйте нравственные основы своей семьи. · Какие упражнения вызвали у вас затруднения и почему? · Какие чувства вы испытали, проделывая данные задания? · Какой опыт отрефлексировали, выполняя данные задания? ЗАНЯТИЕ № 2. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ПОКОЛЕНИЙ В СЕМЬЕ. Любовь к родителям — основа всех добродетелей. Цицерон Рекомендации к занятию. В начале занятия напомнить результаты предыдущего, а также обсудить домашнее задание. Подвести обсуждение к цели сегодняшнего разговора и его важности для развития ребенка. Цель: научиться позитивным отношениям в семье. ХОД ЗАНЯТИЯ Ведущий. Семья представлена различными поколениями, каждое из которых руководствуется своими ценностями и идеалами, соответствующими идеалам общества, сформировавшего их. Может ли быть понимание между «отцами и детьми»? Научиться позитивным отношениям с разными поколениями в семье — непростая задача. Особенно если вследствие создания молодой семьи сливаются две родительские. Первым шагом на пути к взаимопониманию поколений является осознание ожиданий, установок и ориентаций каждого члена семьи. Рассматривая вопрос о взаимодействии различных поколений в семье, можно прийти к выводу, что наше поколение и поколения наших родителей и прародителей совсем не похожи друг на друга: у нас разные ценности, разные взгляды на жизнь. Но на самом деле это не так. В каждом из нас живут три абсолютно разных Я: Я — Родитель, Я — Ребенок и Я — Взрослый. Все эти аспекты личности обладают абсолютно разными характеристиками и ценностями (структура «Я» по Э. Берну). Когда объединяются две разные семьи, то необходимо учитывать различия в системе ценностей этих семей, чтобы не происходило внутрисемейных конфликтов. Система ценностей различных поколений очень важна для человека. Если он не будет уважать предыдущие поколения, считаться с их системой ценностей, то этот человек либо порывает с семьей, либо не находит общего языка с ее членами. Отношения — система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями; отношения между членами группы, обусловленные их личностными качествами, а не формально предписанными ролями и функциями. Система ценностей — модель ценностей общества или группы, в которой индивидуальные ценности взаимосвязаны таким образом, чтобы каждая из них усиливала другую, и тем самым образовывалось бы согласованное целое. Сотрудничество — совместное участие в общем деле, стремление к согласованной и слаженной работе, готовность поддержать и оказать помощь. Обсудите систему ценностей семьи со стороны мужа и жены, найдите возможность принятия и уважения системы ценностей между разными поколениями. Можно выделить три основных типа распределения семейных ролей: • авторитарный (с опенками патриархальности) во главе один из супругов (муж или жена), которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни; • автономный — муж и жена распределяют роли и стремятся не вмешиваться в сферу влияния друг друга; • демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов в равной мере. Разыграть все три типа распределения ролей, причем в авторитарном управлении с двух позиций муж — глава, жена — глава. Обсудить, как чувствовали себя в разных позициях, какое распределение семейных ролей оптимально соответствует вашей семье. Ведущий. Распределите семейные роли в вашем доме: «Голова» семьи, «душа» семьи, «руки» семьи и «ноги» семьи. Упражнение проводится в группе (4—6 человек). Для каждого из участников команды распределяются роли: жены, мужа и их родителей. После первого диалога участники меняются ролями. У одного из родителей, например тещи, день рождения, нужно пойти ее поздравить: • Представить ситуацию: свекровь плохо относится к невестке, а теща к зятю. • Конфликт существует только между тещей и свекровью, детей они в свой конфликт не втягивают. • В семье царят хорошие дружеские отношения. Поделиться чувствами от своей роли в данном упражнении. Группа разбивается на команды по 5—7 человек. Команде предлагается разыграть конфликтные ситуации. Ситуации выбираются тренером исходя из состава участников и тех вопросов, которые их волнуют. Примеры конфликтных ситуаций: • Молодая семья с ребенком двух лет живет с родителями жены. Бабушка и дедушка используют любую возможность подчеркнуть неспособность молодых родителей самостоятельно воспитывать сына и принимать важные решения. В результате назрел конфликт между зятем и тещей, грозящий разрушить отношения в семье. Как наладить эти отношения? • Поженившись, молодые супруги стали жить в доме родителей мужа. Мать мужа пытается управлять жизнью молодых. Муж избегает ссор с матерью, обе женщины ему дороги. Как жене строить свои отношения со свекровью? • Пожилая женщина, мать семейства, с возрастом утеряла реальное влияние на жизнь и дела близких. По характеру она властная, привыкла командовать. Но теперь она уже нездорова, слаба, раздражительна, капризна, не ориентируется в современном изменившемся мире. Как строить с ней общение в семье? • Между родительской семьей и молодыми постоянно возникает недовольство по разным поводам, жить отдельно будет гораздо лучше для обеих сторон. Но инициатор возможного размена квартиры прекрасно понимает, что родители вложили в ее обустройство много любви, сил, времени, денег. Он опасается, что они не захотят терять эту удобную и комфортабельную квартиру, имея в виду не только свои интересы, но и будущее самих детей. Как молодым построить беседу, чтобы уговорить родителей на разъезд? — Как влияют ценности ваших семей на ваши взаимоотношения? — Какие чувства вы испытали в результате проделанных упражнений? — Каким навыкам сотрудничества внутри семьи вы научились? |