Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Адаптация учащихся к обучению в школеМатериалы ГМО психологов » адаптация учащихся к обучению в школеМатериалы из твореского отчета психолога МОУ "БС(К)ШИ для детей с нарушениями интеллекта" Василенко Л. Ф. в рамках городского семинара школьных психологов по теме «Адаптация учащихся 1-х, 5-х классов в специальной (коррекционной) школе» Примечание: Для скачивания презентации, иллюстрирующей теоретическую часть семинара, кликните левой кнопкой мыши на изображении. Учителя - предметники помогут
ребенку адаптироваться к среднему звену, внести свой вклад в формирование
познавательной мотивации и положительного отношения к учебе. Позволят ребенку
поверить в собственные силы и возможности.
Ещё несколько слов хочется
сказать о работе психолога с педагогами
в период адаптации. Не для кого не секрет что учитель 1-го класса, кл.рук.5-го класса,
учителя-предметники, также адаптируются к вновь прибывшим ученикам. А нагрузка учителя сравнима, разве
что с космонавтом. . . поэтому мне приходиться не только консультировать педагогов,
но и проводить психологические упражнения ,оказывающие благоприятное
воздействие на состояние учителя, поднятие его эмоционального состояния, его
уверенности в себе, в его уникальности,
нестандартности.
Регулярное выполнение учителем психо-гимнастических игровых
упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях,
адекватно оценивать их и эффективно управлять ими для сохранения, укрепления
собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в
профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах
нервно-психической энергии.
В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, а
именно к этому разряду профессий относится работа школьного учителя, — важным
условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его
умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы» и
расслабляться. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений,
учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности,
свободы, уверенности в себе.
Психотехнические упражнения можно выполнять в учебном
кабинете перед уроком или сразу же после его окончания. Релаксационной
психотехникой можно заниматься в учительской на перемене между уроками.
1) Упражнение-разогрев. Приветствие друг друга (ярко, нестандартно, используя слова, мимику, жесты) Рефлексия: Какое приветствие понравилось больше всего? В чем испытывали трудность? Какое приветствие хотели бы использовать Вы? 2) Упражнения на сплочение группы, формирование доверия Упражнение: «Порядковый счет». Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого. Рефлексия: Было ли приятно встречаться глазами? Все ли говорят глаза? 3) Упражнение «Мой герб и девиз» В средние века, в эпоху рыцарей и прекрасных дам, не существовало паспортов, водительских прав и других документов, удостоверяющих личность, люди знакомились между собой, представлялись друг другу и могли с первого взгляда определить кто перед ним. А происходило все очень просто: каждый знатный человек имел свой герб и девиз. Герб – это особенность человека. На гербах изображали разные вещи: фигуры животных, качествами которых хотел бы обладать или обладал хозяин герба, здания, города, предметы – солнце, стрелы… По гербу можно было узнать все о его хозяине, о его характере, интересах, увлечениях, достоинствах. Я предлагаю Вам нарисовать свой герб и написать свой девиз. И в конце презентовать их. (30мин) Рефлексия: Какие затруднения Вы испытывали при выполнении этого упражнения? Что понравилось при выполнении этого упражнения? 4) Физминутка: «Снеговик». Ведущий: Давайте встанем и превратимся в снеговика - замерзнем. Предлагается замерзнуть так сильно, как это только возможно. Психолог дотрагивается до некоторых участников, проверяя, насколько твердыми стали мышцы рук. Затем сообщается, что выглянуло солнце, и наш снеговик растаял. Проверяется степень оттаивания: рука участника, поднятая вверх ведущим, свободно падает без всякого напряжения. Участникам предлагается повторить упражнение друг с другом. Ведущий: Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшим снеговиком, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях. 5) Игра: «Подарок» Напишите, пожалуйста, на бумаге, 3 качества, за которые ценят, любят, уважают ученики учителя. Ведущий собирают записки и выдают каждому, перемешав их. А сейчас мы сделаем подарки друг другу. Вручите, пожалуйста, написанные качества тому, кому они больше всего подходят из присутствующих. 6) Упражнение: «Я ли не красавица?» (Развитие умения педагогов транслировать собственные эмоции и различать эмоции других людей). Педагогам необходимо произнести фразу «Я ли не красавица» с определённой эмоцией. Эмоции выдаются каждому педагогу на небольшом листике, а задача остальных участников группы – определить, с какой эмоцией педагог произнёс фразу. Рефлексия: Что вам было проще – транслировать эмоцию или угадывать её? Какие эмоции угадывались проще и сильнее запомнились: негативные или положительные? (интонации: иронично, огорченно, гневно, восхищенно, восторженно, с угрозой, безразлично, официально, виновато, задумчиво, неуверенно, зло, громко). 7) Упражнение: «Дружественная ладошка». Участникам раздаются листки бумаги. Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром вашей ладошки и пусть каждый оставит свои пожелания или отзыв на одном из пальцев ладошки. Благодарю Вас за хорошую работу. |