Понедельник, 29.04.2024, 12:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт школьного психолога

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Адаптация учащихся к обучению в школе

Материалы ГМО психологов » адаптация учащихся к обучению в школе

Материалы из твореского отчета психолога МОУ "БС(К)ШИ для детей с нарушениями интеллекта" Василенко Л. Ф. в рамках городского семинара школьных психологов по теме «Адаптация учащихся  1-х, 5-х классов  в специальной (коррекционной) школе»  

Примечание: Для скачивания презентации, иллюстрирующей теоретическую часть семинара, кликните левой кнопкой мыши на изображении.

Учителя - предметники помогут ребенку адаптироваться к среднему звену, внести свой вклад в формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учебе. Позволят ребенку поверить в собственные силы и возможности. Ещё несколько слов хочется сказать  о работе психолога с педагогами в период адаптации. Не для кого не секрет  что учитель 1-го класса, кл.рук.5-го класса, учителя-предметники, также адаптируются к вновь прибывшим  ученикам. А нагрузка учителя сравнима, разве что с космонавтом. . . поэтому мне приходиться не только консультировать педагогов, но и проводить психологические упражнения ,оказывающие благоприятное воздействие на состояние учителя, поднятие его эмоционального состояния, его уверенности в себе,  в его уникальности, нестандартности.   Регулярное выполнение учителем психо-гимнастических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять ими для сохранения, укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.     В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, а именно к этому разряду профессий относится работа школьного учителя, — важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы» и расслабляться. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.   Психотехнические упражнения можно выполнять в учебном кабинете перед уроком или сразу же после его окончания. Релаксационной психотехникой можно заниматься в учительской на перемене между уроками.    

1)    Упражнение-разогрев.   

Приветствие друг друга (ярко, нестандартно, используя слова, мимику, жесты)

Рефлексия: Какое приветствие понравилось больше всего? В чем испытывали трудность? Какое приветствие хотели бы использовать Вы?  

2)    Упражнения на сплочение группы, формирование доверия

Упражнение: «Порядковый счет».   Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.

Рефлексия: Было ли приятно встречаться глазами? Все ли говорят глаза?  

3)    Упражнение «Мой герб и девиз»

В средние века, в эпоху рыцарей и прекрасных дам, не существовало паспортов, водительских прав и других документов, удостоверяющих личность, люди знакомились между собой, представлялись друг другу и могли с первого взгляда определить кто перед ним. А происходило все очень просто: каждый знатный человек имел свой герб и девиз. Герб – это особенность человека. На гербах изображали разные вещи: фигуры животных, качествами которых хотел бы обладать или обладал хозяин герба, здания, города, предметы – солнце, стрелы… По гербу можно было узнать все о его хозяине, о его характере, интересах, увлечениях, достоинствах. Я предлагаю Вам нарисовать свой герб и написать свой девиз. И в конце презентовать их. (30мин)

Рефлексия: Какие затруднения Вы испытывали при выполнении этого упражнения? Что понравилось при выполнении этого упражнения?  

4)    Физминутка: «Снеговик».  

Ведущий: Давайте встанем и превратимся в снеговика - замерзнем. Предлагается замерзнуть так сильно, как это только возможно. Психолог дотрагивается до некоторых участников, проверяя, насколько твердыми стали мышцы рук. Затем сообщается, что выглянуло солнце, и наш снеговик растаял. Проверяется степень оттаивания: рука участника, поднятая вверх ведущим, свободно падает без всякого напряжения. Участникам предлагается повторить упражнение друг с другом.

Ведущий: Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшим снеговиком, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.  

5)    Игра: «Подарок»  

Напишите, пожалуйста, на бумаге, 3 качества, за которые ценят, любят, уважают ученики учителя. Ведущий собирают записки и выдают каждому, перемешав их. А сейчас мы сделаем подарки друг другу. Вручите, пожалуйста, написанные качества тому, кому они больше всего подходят из присутствующих.  

6)    Упражнение: «Я ли не красавица?»  

(Развитие умения педагогов транслировать собственные эмоции и различать эмоции других людей).  Педагогам необходимо произнести фразу «Я ли не красавица» с определённой эмоцией. Эмоции выдаются каждому педагогу на небольшом листике, а задача остальных участников группы – определить, с какой эмоцией педагог произнёс фразу.

Рефлексия:  Что вам было проще – транслировать эмоцию или угадывать её?  Какие эмоции угадывались проще и сильнее запомнились: негативные или положительные? (интонации: иронично, огорченно, гневно, восхищенно, восторженно, с угрозой, безразлично, официально, виновато, задумчиво, неуверенно, зло, громко).  

7)    Упражнение: «Дружественная ладошка».  

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром  вашей ладошки и пусть каждый оставит свои пожелания или отзыв на одном из пальцев ладошки. Благодарю Вас за хорошую работу.