Понедельник, 29.04.2024, 13:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт школьного психолога

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методики

Классному руководителю » методики

Методика «Продолжи сказку»

Цель: непрямое воспитательное воздействие и анализ его результативности.
Тип: проективная методика.
Вид: анализ продуктов деятельности детей.
 Описание методики.
Данная методика – попытка адаптировать психологический метод к воспитательной практике и авторская модификация известного приема сказкотерапии. Образно, это направление можно представить так:
 Где-то далеко-далеко, в бескрайних просторах Вселенной, а может быть, и здесь, совсем рядом с нами, живут Волшебники. Любовь, Добро и Забота исходят от них к людям. Но знал ли об этом человек, отступивший от слов, заповеданных Вечностью, поклонявшийся неизвестным богам, забывший предков? Одержимый иллюзией собственной безнаказанности, он превращал небеса над головой в медь, а землю в железо, разрушал себя и окружающий мир. С болью наблюдали Волшебники за разрушением души человеческой, но не могли достучаться до сердец людей, ибо те были наглухо закрыты суетой будней.
И заметили Волшебники, что в светлых снах открываются сердца людей и желают они радости и света. Летая во сне, они беззаботно смеются, а чудесные мечты ощущают достижимыми.
Задумались Волшебники, как и наяву помочь людям ощущать Радость, Творить и Созидать? Как укрепить их Веру в Лучшее? Долго размышляли Волшебники об этом, и сердца их все больше и больше наполнялись любовью к людям. И вот Волшебники все, что знали о Жизни, Радости, Творчестве, Чистоте, об испытаниях и искушениях, поведали Миру. Слова их запечатлелись и в солнечных лучах, и в трепете листьев, и в журчании ручья, во всех образах, звуках, запахах, вкусах и прикосновениях Окружающего мира. И понеслись Слова Волшебников к людям, сплетаясь в удивительные истории.
Истории эти маленькие люди впитывали каждой клеточкой своего тела и каждой чудесной струной своей души. А те, кто постарше, открывали для них свое сердце. Вскоре эти истории стали называть сказками и притчами. В них душа человека могла черпать силы для созидания, открывать и познавать заново мудрость духа человеческого. И люди научились сочинять сказки сами и так стали Волшебниками...
 Сказкотерапия — один из наименее опасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому что с помощью сказок (или под их влиянием) формируется жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачною жизненного сценария человека извлечь.
Детям предлагается начало сказки, неизвестной для них, которое содержит описание проблемы, актуальной в данный момент. Дойдя до кульминационного момента, психолог предлагает ребятам самостоятельно продолжить сказку и предложить свой вариант развязки. После того, как учащиеся выполнят задание, им предлагается конец сказки, написанный психологом, проводится анализ.
 Приемы, используемые для анализа сказки.
• Анализ сказки для класса делает психолог. При этом ребята имеют возможность дискутировать, причем последнее слово не обязательно остается за взрослым.
• Группа анализируют сказку, опираясь на вопросы, задаваемые ведущим. Анализ сказки может быть и «домашним заданием», которое будет обсуждаться на следующем занятии.
• Анализ сказки ведется от лица ее героев. Дети олицетворяют себя с одним из героев и говорят о своих чувствах, по отношению к обстоятельствам или другим героям сказки. Желательно, чтобы возможность высказаться имели все «персонажи», это делает анализ более разносторонним.
• Анализ сказки начинается с рисунка, который может украшать помещение заранее или может быть показан после чтения сказки. Группа анализирует рисунок, постепенно подходя к анализу сказки. Этот способ анализа желателен в тех случаях, когда знакомство со сказкой выявило чрезмерно сильную эмоциональную вовлеченность участников.
• Группа создает рисунки к сказке, устраивается «вернисаж» с обсуждением (конечно же, не качества рисунков, а концепций художников). Ребята могут также придумывать рисунки и обсуждать их.
 Требования к используемым сказкам.
Используя данную методику, необязательно психологу сочинять сказку самому, можно использовать готовые сказки, если их сюжет соответствует целям психолого-педагогической деятельности, является динамичным и соответствует возрасту детей. Я в своей практике часто использую притчи и истории, предложенные Н. Пезешкианом в книге «Торговец и попугай.  Восточные истории и психотерапия», М: «Просвещение», 1992г.
Актуальная проблема должна представляется в сказке в метафорической форме, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций, и приписываться значимым героям — принцу, принцессе, королю и др.
Сюжеты сказок обязательно должны содержать возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения. Я стараюсь сделать свои сказки свободными от явного морализаторства, но в тех случаях, где проблема является нравственной, в них обязательно присутствует этическая составляющая. Например, сказка начинает подсказывать, что неконтролируемая агрессивность, насилие, эгоизм, равнодушие к людям и к себе самому — это плохо.
Пример сказки.
В этой сказке два основных мотива: во-первых, взаимное непонимание отца и дочери, когда принцесса «капризничает, пытаясь добиться внимания отца, а тот отделывается очередной игрушкой, и, во-вторых, необходимости уважения к природе, к предметному миру, к реальности вообще. (На мой взгляд, в природе нет ничего «ненужного»; применение критерия «полезности» к живому опасно и для самого человека.)
Возможные вопросы при анализе сказки:
·         Почему принцесса капризничает?
·         Кто в первую очередь отвечает за беспорядки в Бамдинии? Принцесса? Король? Волшебник?
·         Можно ли сказать, что в природе есть что-то ненужное, заслуживающее уничтожения? Кто должен, на ваш взгляд, это определять?
·         Как лучше поступать с капризными детьми?
Сказка о капризной принцессе.
Жила-была капризная принцесса. Очень капризная. Она была единственной дочкой короля Бамдинии и он ни в чем и никогда не мог ей отказать. И вот однажды принцессу поцарапал ее любимый котенок. Принцесса ужасно возмутилась! Ну и что, что она пыталась засунуть котенка в кукольную коляску! Он не имеет права царапаться! Девочка побежала к папе-королю: Я хочу, чтобы в нашей Бамдинии кошек вообще не было! Папа пытался урезонить принцессу, но она начала капризничать. А это!  Вам очень повезло, если вы никогда не видели и не слышали, как капризничает принцесса Бамдинии! В общем, король достал из стола зеркало отрицания, подаренное знакомым чародеем, направил его на ближайшую кошку — и во всей Бамдинии в тот же миг не осталось ни одной кошки. Принцессе это необычайно понравилось, ведь она опять настояла на своем! Нечего и говорить, что после этого наша принцесса всегда начинала капризничать, когда хотела избавиться от чего бы то ни было. А избавиться она пыталась: от комаров — чтобы не зудели над ухом, от колючих кустов — чтобы не цеплялись за платье, от высокой травы, мешавшей играть в крокет, от лягушек — противные(!), от мошек и пауков — просто так, от волков, львов и тигров — на всякий случай(!), от больших злых собак, от маленьких нервных собачек, от слишком высоких деревьев, заслоняющих вид из окна, от тополиного пуха, опавших листьев, грязных прудов, громко каркающих ворон, не туда текущих речек и много от чего еще.
Король, серьезно занятый своими делами, давал своей милой капризуле зеркало отрицания по первому требованию. А дел у него становилось все больше. Несмотря на то, что королевство все более напоминало парк, дела шли неважно. Коровы не давали молока, яблони не давали плодов, на полях в королевстве росло все меньше и меньше зерна и овощей. Голодные люди стали покидать королевство. Не зная, что делать, король Бамдинии позвал знакомого чародея. В шуме и треске со сверканием явился к королю чародей.
— Умоляю тебя, сделай что-нибудь для моей страны, у нас все идет плохо, скоро королевство погибнет!
— А ты не знаешь, в чем дело?
(В этом месте сказка была прервана, и детям предложено было ее продолжить).
— Нет, не пойму!
— Я не люблю брать назад свои подарки, но это зеркало отрицания портит вам жизнь.
— Но ведь оно помогло избавиться от некоторых бесполезных вещей — ничего больше! Помогло навести порядок в королевстве!
— Ты хочешь помощи?
— Да, для этого я тебя и позвал.
— Прекрати пользоваться зеркалом отрицания.
— И все будет хорошо?
— Нет, теперь долго не будет хорошо. То, что уничтожено, восстанавливается медленно. Но тогда у вас, по крайней мере, будет надежда.
— Помоги нам своими чарами!
— Одни чары не сильнее других. То, что вы отрицали, я не смогу вернуть. Прощай.
— Погоди! Подскажи, что мне делать с принцессой?! Ну почему она такая капризная!
— Вот хорошо, что спросил! Я ведь не отвечаю на вопросы, которых не задают, — такие уж у чародеев правила! Так вот, принцесса своими капризами проверяет твою любовь!
— Но ведь я ее люблю!
— А ты часто говоришь ей об этом? Часто гладишь ее по голове?
— В общем-то, нет, я ведь очень занят.
— В следующий раз скажи, что любишь ее, прижми к себе, а капризам не потакай.
— Я попробую, спасибо тебе!
— Удачи, король!
Пришлось королю вытерпеть много-много капризов (кстати, если их вытерпеть, они не так уж страшны). И прошло много-много лет. Капризная принцесса стала уже бабушкой. А жизнь в королевстве очень медленно приходила в норму. Но когда принцессу — внучку поцарапал котенок, бабушка велела не засовывать его в куклину  коляску. Зеркалом отрицания в королевстве больше не пользовались. И другим не советовали.