Понедельник, 29.04.2024, 12:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт школьного психолога

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Синдром дефицита внимания или гиперактивные дети

Материалы ГМО психологов » Синдром дефицита внимания или гиперактивные дети

План – конспект тренингового занятия

        Занятие разработано и проведено психологом МОУ "Бендерская средняя общеобразовательная школа № 15" Лазаревой В. А. в рамках городского семинара школьных психологов по теме "Синдром дефицита внимания или гиперактивные дети"

Примечание: Для скачивания презентации, иллюстрирующей теоретическую часть семинара, кликните левой кнопкой мыши на изображении.

 

1. Упражнение «Знакомство»
Цель: Создание доброжелательной атмосферы, знакомство участников, развитие внимания и памяти.
Инструкция: Участники по очереди называют свое имя и то, что они умеют очень хорошо делать. Каждый следующий по кругу должен назвать предыдущих и то, что они умеют хорошо делать, затем себя и то с чем он хорошо справляется. Таким образом, каждый следующий должен будет назвать все больше имен и действий.
Обратная связь:
Что помогло и что помешало в выполнении упражнения?

2. Упражнение «Прекрасный ужасный рисунок»

Цель: Показать возможность исправления какой либо ситуации, как в лучшую сторону, так и в худшую. Разряжение обстановки.

Участники делятся на две группы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Инструкция: Первый участник создает «прекрасный» рисунок и передает его соседу справа. Тот в течение 30 секунд превращает «прекрасный» рисунок в «ужасный» и передает следующему человеку, который должен снова сделать рисунок «прекрасным» Так лист проходит весь круг, желательно, чтобы каждый участник побывал в роли прекрасного и ужасного художника.

Обратная связь: Как вы чувствовали себя в роли «прекрасного» и «ужасного» художника? Что вы чувствовали к тем, кто выполнял противоположное задание?

3. Упражнение «Написание страшилок»

Цель: Научиться осознавать свои трудности эмоционального плана, а также искать пути решения своих проблем вместе с психологом.

Участники разбиваются на пары. Каждой паре дается по листу бумаги и по одному фломастеру.

Инструкция: Правила написания «страшилок»: нет имен, а только «одна женщина» или «один мужчина»; действие происходит «в одном городе», «на одной улице»; Всегда есть главный герой, что-то неизвестное, что его пугает или охотится на него; сначала нагнетается напряжение; потом происходит кульминация; в кульминационный момент выясняется, что это такое, или происходит что-то приятное, смешное. Обязательное условие: тема страшилки должна быть связана со школой. При нежелании (невозможности) придумать позитивное окончание ведущий может обратиться к группе за помощью авторам страшилки. Чтение школьных страшилок.

Авторы зачитывают свои страшилки, а остальные участники подыгрывают: изображают испуг, стучат зубами, в кульминационный момент вскрикивают, в момент благополучной развязки облегченно вздыхают. Ведущий моделирует поведение.

Обратная связь:На что вы ориентировались, когда искали свою пару?

Что помешало и вызвало затруднения у тех участников кто выполнил его медленнее? Возникло ли у кого-нибудь желание продолжить рассказ?

4.Упражнение «Четыре стихии»

Цель: Развитие внимания.

Участники садятся в круг.

Инструкция:«Игра в которую мы сейчас будем играть, непростая. Она требует от всех нас полной концентрации внимания, только в этом случае мы сможем в нее играть. У этой игры большая история. В нее играли еще первобытные люди, когда собирались на охоту…»

При слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» – вытянуть вперед, при слове «воздух» – поднять вверх, при слове «огонь» – вращать кистями. Ошибшийся выходит из игры.

Комментарии: ведущий принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух!» – а показать движение «земли».

Обратная связь:Что способствовало выполнению задания?

5. Упражнение «Это Я»

Цель: расширить представление о себе, самопознание.

Материалы: карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура: Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.

Инструкция: «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Когда рисунки выполнены, ведущий их собирает и перетасовывает в случайном порядке. Ведущий предлагает каждому участнику по очереди выбрать из стопки рисунок и демонстрируя его группе, просит участника поделиться впечатлениями, что за человек мог его нарисовать. Чей-то комментарий ограничивается одним словом, кто-то делится более подробными догадками. Это не самое важное. Главное – способствовать тому, что бы высказались все, включая и авторов рисунков. Автору предлагается высказаться, что называется, для маскировки.

Обратная связь: Поделись впечатлениями, какой человек мог нарисовать данный рисунок?

Какими качествами обладает этот человек?

Это уверенный в себе человек или наоборот?

Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали? Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?

6. Упражнение «Цветик - семицветик»

Цель: Обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств.

Каждому дается цветок с семью лепестками, на каждом из которых сформулированы незаконченные предложения и оставлено место для ответов.

Инструкция: По очереди участники завершают предложения.

Варианты предложений:

Я радуюсь, когда…

Мне весело, когда…

Я волнуюсь когда…

Я огорчаюсь, когда…

Мне хочется плакать, когда…

Я люблю когда…

Я хочу, чтобы вы…

Обратная связь: Удалось ли вам откровенно ответить на вопросы? Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?

 

7. Процедура «Эмоциональная диагностика»

Цель:Диагностика состояния членов группы. Проследить динамику изменений эмоционального состояния членов группы.

Инструкция: Мы знаем, что каждый цвет несет в себе какое-то состояние, настроение, закройте глаза, почувствуйте свои цвета, какого цвета сейчас ваша голова, тело, руки , ноги, запомните эти цвета. Сейчас я раздам вам нарисованныхчеловечков и набор карандашей, а вы раскрасите этого человечка, в соответствии с теми цветами, которые вы почувствовали в себе.

Необходимый материал:заготовка рисунка человечка, наборы карандашей или фломастеров соответствующие люшеровским цветам.


                                      8. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Цель: Снятие внутренних зажимов.

Инструкция:«Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

 

9. Обсуждение итогов занятия
  • Изменилось ли ваше представление о себе?
  • Какой опыт вы получили для себя на данном тренинговом занятии сегодня?
  • Что нового вы узнали о себе?
  • Какие выводы вы сделали для себя?