Понедельник, 29.04.2024, 10:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт школьного психолога

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педагог года

Конкурсы » педагог года

      В 2003 году я впервые приняла участие в городском профессиональном конкурсе "Педагог года". Став лауреатом в номинации "Молодой специалист" я поверила в себя, и получила надежду на то, что смогу состояться как хороший специалист.

     Предлагаю материалы своего мастер-класса

«В поисках гармонии, или добро пожаловать в мастерскую психолога».

Приглашаю Вас посетить мою мастерскую, принцип работы которой может быть выражен словами А. Н. Толстого: «В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком.  Нужно их вскрыть и освободить».

Человек – существо загадочное, противоречивое и нервное. И, может быть, самое большое искусство – умение грамотно вести диалог с самим собой. Проработав в школе 4,5 года, я продолжаю искать ответ на вопрос: какой психолог нужен современной школе. Школьный психолог каждый день проверяет на себе общий уровень толерантности участников педагогического процесса, ведь можно сказать, что наша участь – постоянно «мешать занятым людям заниматься своим делом».

Сама работа при этом превращается в увлекательный творческий поиск ответов, решений, а также источников проблем, словом, в поиск гармонии в жизни. Образно выражаясь, все мы рождены принцами и принцессами для того, чтобы стать королями и королевами. Но, к сожалению, на нас в процессе воспитания набрасывают лягушачью кожу характера, в которой некоторые проживают всю свою жизнь, так как нет волшебников, чтобы расколдовали. Правда, в сказке говорится о великой силе любви, но ждать ее можно довольно долго, особенно в шкуре лягушки, поэтому надежнее сделать это самому.

Прежде всего, кто такой «король»? Для меня, это тот, кто умеет делать свое дело, как никто другой. Стать таким символом можно, когда приобретаешь в социально значимой деятельности свой собственный уникальный стиль.

Людьми можно называть тех, целью которых является развитие собственных способностей, самоактуализация или стремление стать «королем». Так считал корифей гуманистической психологии Маслоу. Всех остальных он называл недочеловеками. Я также считаю, что человек не может быть счастлив, пока не реализует свой потенциал. А хороший психолог может сыграть роль проводника в поисках себя.

С чего начинается этот путь? Первый сегмент мастерской психолога – психодиагностический. Он наиболее понятен начинающим психологам – ведь вузы вооружают нас большим пакетом диагностического инструментария. Если к нему еще и грамотные инструкции, да качественный стимульный материал, чего, казалось бы, проще – дерзай, психолог, измеряй! Потом задумываешься, а что собственно делать-то с результатами, для чего они тщательно обрабатывались, как и в какой мере их интерпретировать? Да и дети каждый раз задают вопрос: «а зачем это?», им некогда ждать твоего протокола, им подавай результат прямо сейчас, а иначе – «я так не играю, или делайте, раз Вам так нужно». И ты начинаешь понимать, что в школе нужна другая психодиагностика, и стараешься адаптировать тесты к условиям игры или упражнения, чтобы соответствовали не только целям диагностики, но одновременно и развития.

Лучше всего, на мой взгляд, для этого подходят проективные методики. Так тест «Рисунок семьи» я модифицировала в «Семью – фэнтези». Предварительно веду с детьми разговор об особенностях ассоциативного мышления, о самых разнообразных символах, которые встречаются в нашей жизни. Затем – расшифровываем знакомые символы (дорожные знаки, логотипы автомобилей, герб родного города). И только после этого предлагаю ребятам самим проявить творчество и создать символический рисунок фантастической семьи, каждый член которой – необычное, нереальное существо. Теперь, вопросов «зачем это нужно» не возникает, дети с увлечением рисуют, фантазируют, потом пишут рассказы о нарисованной семье. Я предлагаю вашему вниманию коллаж рисунков наших пятиклассников.(Показ)

Не обязательно быть профессионалом, чтобы почувствовать, как дети выражают свою привязанность, чувство защищенности и наоборот, настороженное отношение к миру, как они интуитивно точно усваивают семейные роли: Смешинка мама все время с дочками, а папа Усталый.… Как приятно искреннее уважение и восхищение своими родителями: папа – тренер сборной целой планеты!

Очень жалко, что современное «общество потребления» постепенно разрушает семейные традиции и установки, и порой нам с Вами, уважаемые коллеги, приходиться напоминать повзрослевшим детям, что родители также нуждаются в заботе и понимании. С другой стороны, ребенок, оставленный родителями под предлогом заработка, испытывает острый дефицит родительского внимания и любви. Особенно в подростковом возрасте, когда он ищет ответы на жизненно важные вопросы. В такой ситуации в школе все более востребованным становится психологическое консультирование.

Пожалуй, первое, что я делаю, консультируя подростков, – это определяю свою роль. Кто ему сейчас больше нужен: носитель знаний о психологии человека или старший друг, которому важно, что думает и чувствует подросток, а может, просто жилетка, в которую можно поплакаться. При этом свои материнские инстинкты стараюсь сдерживать, так как по опыту знаю, что подчеркнутая забота может только усилить тревогу. Главная моя задача – помочь юной личности найти свои ответы, показать, что этот поиск не столько драматичный, сколько интересный.

Подростки часто задают иносказательные вопросы. Так вопрос «Есть ли любовь?» может означать: «Почему я еще не влюблен?» или «Любовь ли мои чувства к Васе?». Часто они и не ждут от меня конкретных ответов, которые кажутся им слишком простыми по сравнению с их переживаниями.

Бывает достаточно сказать, что древние греки использовали три разных термина для обозначения оттенков любви, чтобы помочь девушке меньше терзаться вопросом: «Настоящая ли у меня любовь или так себе». Еще для себя открыла, что хорошо срабатывают логические приемы, когда показываешь юноше, что следует из его утверждений: «Если ты полагаешь, что все люди одинаковы, почему предпочитаешь сидеть за партой с Сашей и не садишься с Машей?».

В практике я довольно быстро убедилась, что в процессе консультации множество подводных течений и можно встретиться с целым рядом опасностей.

Первая из них – показаться «слишком умным» из-за позы, авторитарных жестов, обилия в речи цитат. В результате подросток может решить, что вообще не стоит продолжать разговор (все равно не поймем друг друга). Чтобы скорректировать такую ситуацию, я стараюсь не скрывать некоторые свои сомнения, иногда слегка иронизирую над своими оплошностями.

Более серьезная опасность – невольно повредить целостность мироощущения собеседника. Наша картина мира представляет своего рода слоеный пирог.

Сверху – наши конкретные мысли, желания, например, «не хочу учить физику, пойду на дискотеку только в этой юбке…»

Чуть ниже – образ Я в прошлом (никогда не понимала химию), настоящем (я неплохо выгляжу), в будущем (уж я-то точно выйду замуж за красавца-миллионера).

Еще ниже – наши представления о людях вообще. «Все хотят быть счастливыми… Каждый сам по себе… В любом человеке есть что-то хорошее…».

Далее – о мире в целом, о судьбе и свободе выбора, о Боге и нравственных законах.

И наконец, основанием пирамиды является представление о смысле жизни. «Я живу, чтобы вырастить своих детей, доказать теорему Ферма, служить Богу…». Понятно, что эти слои тесно взаимосвязаны, и, если мы неосторожно повредим один кирпичик, вся пирамида может рухнуть или перевернуться, особенно у подростка, когда его картина мира еще строится. Образно говоря, раз смысл жизни человека в собственном счастье и каждый получает то, что возьмет сам, а счастье женщины – соответствующий муж, то я не буду учить физику, а пойду на дискотеку именно в этой юбке! Т. е. обыденные мысли и действия становятся для подростка смыслом существования.

Часто за консультациями обращаются родители. Интересно, что многие из них в той или иной форме стремятся выяснить, есть ли у меня семья, видимо, считая этот фактор значимым подтверждением моей квалификации. Яна такие вопросы отвечаю с удовольствием, так как семья для меня не только лучший источник вдохновения, радости, но и практического опыта.

Причем тут вдохновение, можете спросить вы? Я искренне убеждена, что для школьного психолога креативность – не дополнительная характеристика личности, а вопрос профессиональной компетентности. Ведь мы соприкасаемся с самой тонкой материей – душой человека. В отличие от своих коллег, психолог – педагог не может позволить себе узкую специализацию диагноста, консультанта или тренера, и иногда бывает достаточно сложно за короткое время перестроиться с роли консультанта на более активную роль тренера.

По мере того как тренинг все увереннее входит в образовательную среду, он становится значительным элементом мастерской психолога.

Что же такое психологический тренинг? Его основное отличие от лекций и семинаров – активность каждого из участников. Поэтому настоящий тренинг нельзя показать, его нужно «попробовать».

Можно долго и увлекательно рассказывать педагогам о значении невербальных сигналов в процессе общения, о конгруэнтности, т. е. совпадении жестов и слов, но гораздо эффективнее снять их на пленку в процессе дискуссии, а потом показать и предложить проанализировать.

Для меня важно помочь человеку понять, что он хотел бы изменить в своей жизни, показать направление этих изменений, однако выбранный путь он должен пройти сам, никто другой этого не может сделать. Каждое утро мы программируем свой день, свою жизнь. Представьте себе, что у подножия кровати стоит Ангел и принимает заказы на текущий день. И если мы просыпаемся с мыслями: погода мерзкая, денег – нет, опять тащиться на эту работу, а дети паразиты, – к вечеру как заказывали, так и будет исполнено.

Не зря в православной культуре такое значение придается утренним и вечерним молитвам: Благодарю тебя, Господи, что дал мне еще один день жизни, дай на этот день здоровья мне и моим близким. Прием самопрограммирования получил широкое распространение в аутотренингах, позволяющих позитивно настроиться на каждый день жизни.

(Демонстрация авторского ролика)

Я думаю, каждый из вас сам решит, какой психолог нужен современной школе. Я знаю определенно, главное – чтобы профессиональная компетентность специалиста сочеталась со стремлением стать «королем» в своей профессии, а работа – приносила радость.