Как уже отжившие,
но еще красивые осенние листья с легким шелестом из нашей жизни уходят слова:
честь, верность, мужество, целомудрие, достоинство.
Пока мы
понимаем их смысл, но они все меньше значат в нашей жизни. Зато огромная волна
вездесущей рекламы несет нам на своей вершине другое слово, — удовольствие.
Расслабься, вдохни, купи, попробуй, и как итог — ты получишь ни с чем не сравнимые
наслаждения.
Вспоминается
эксперимент — самцу крысы в мозг вживили электрод. Когда крыса нажимала лапкой
на кнопочку в клетке, то получала импульс удовольствия. Так вот, обнаружив эту
кнопочку, крысиный представитель мужского пола нажимал ее до тех пор, пока
прямо на ней и не умер.
В связи с
этим вспоминается старая русская поговорка: «Нет худа без добра», потому что в
теперешних страданиях России есть и нечто положительное — по крайней мере,
кнопку удовольствия для большинства ее граждан нажать не так уж просто.
На Западе
человек начинал свое шествие к удовольствию с гуманизма, понятия
индивидуализма, отстаивания человеческого «я». Но возвеличивание каждого
отдельного «я сделало западную цивилизацию направленной на комфорт. В отличие
от этого в русской православной культуре достоинство и значение человека были
связаны с соборным бытием, то есть с общностью духовной и нравственной жизни
русских православных людей. И первейшее место в традиции русской православной
культуры занимала семья. Недаром возникли поговорки:
Дома и стены помогают.
В своей семье и каша гуще.
Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад.
Семья укрепляла
и растила поколения русского народа. Ею принято было гордиться и на нее
надеяться. Одно из самых ранних семейных наставлений, сохранившихся в русской
истории, «Поучение» Владимира Мономаха выражает надежду, что каждый из детей,
принявших в сердце завет отца, «не станет лениться, а будет трудиться». Ибо
семья — создает общность. Владимир Мономах дает своим сыновьям прекраснейшие по
своей нравственной красоте советы:
Старых чтите, как отца, а молодых, как
братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь
на тиуна (управителя) или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам над домом
вашим, над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод;
ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и
ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте
рано; оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно
ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь
душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте
отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда ни пойдете и где бы ни остановитесь, напоите и
накормите нищего. Более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин
ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком то — пищей и
питьем; ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или
злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не
пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену
свою любите, но не давайте ей власти нал собой. А вот вам и основа всему: страх
Божий имейте превыше всего. Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте:
и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего
не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и
честь была от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет,
а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что
хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так
поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные.
Основой же
нравственного совершенствования Владимир Мономах считает покаяние, слезы и
молитву.
Русские дети
не проводили время в развлечениях. С раннего возраста они готовились к будущей
семейной жизни. Начиная с пяти лет, девочки шили себе приданое, мальчиков
приобщали к отцовской работе. Развлечения, игры были редкостью, а не правилом.
Семьи были многодетными, и каждый ребенок был частью семьи, а не центром
мироздания, когда вся семья сосредоточена на одном ребенке. К жизни подходили
серьезно. Вспомним:
И шествуя важно в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок,
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам с ноготок.
Завязывается
разговор и мальчик ведет его степенно с достоинством. С детства прививалось
чувство чести. Там, где люди жили размеренно, полно, соборно, одной общиной,
легче было потерять жизнь, чем честь.
Там, где люди
возвеличивали личность человека, они пришли к краху, так как индивид,
нацеленный только на удовлетворение своих потребностей, теряет почву для
достойной жизни.
А в обществе,
где в соответствии с традицией люди себя ограничивали, принуждали себя и
каждого человека, живущего рядом, к определенным правилам, сохранились понятия
чести, верности, истинного человеческого достоинства.
Вопросы:
1. Как вы
считаете, можно ли в наше время за деньги купить все?
2. Есть ли
для вас что-то, что вы ни за какие деньги не продали бы?
3.
Постарайтесь растолковать, что означают слова Владимира Мономаха о том, что в
основе всего должны лежать покаяние, слезы и милостыня?
В одной
стране был обычай отрубать руки всякому, кого уличат в краже. Попался раз в
этом знатный вельможа, царский любимец. Не мог царь отступить от старинного
обычая и велел наказать преступника.
Но накануне
казни явилась во дворец маленькая девочка, дочь этого вельможи, и со слезами на
глазах попросила допустить ее к царю. Царедворцы исполнили ее просьбу. Девочка
упала на колени перед грозным владыкой.
— Великий
государь, — сказала она в страхе, — отец мой присужден остаться без рук.
Помилуйте его, а мои руки отрубите!
У царя были
свои дети, и ему понравилось, что маленькая девочка так любит отца.
— Пусть будет
так, как ты просишь, — сказал царь. — Но ты можешь отказаться от казни даже в
самую последнюю минуту!
На другой
день девочку повели на казнь. Посреди двора стояла обрызганная кровью плаха, а
возле — палач с мечом. Побледнела девочка, испугалась на минуту... Но скоро овладела собой, подошла к плахе и
протянула свои рученьки. Палач крепко привязал ремнями ее руки к плахе. Девочка
не проронила ни слова. Палач поднял меч, и она закрыла глаза... Меч сверкнул и
опустился, не задев и кончиков пальцев.
— Царь прощает
отца твоего за великую любовь твою! — объявил посланец царя.
Отворились двери
тюрьмы — бежит к дочери отец, целует ее руки, обливая их слезами. На другой день
царь объявил народу указ об отмене навеки старого жестокого закона.
На дворе казни, по царскому приказу, поставили столб с мраморной доской,
на которой золотыми буквами написали о том, как дочь готова была отдать свои
руки за жизнь отца. А в конце прибавили: «Счастливы отцы, у которых такие дети!»