Понедельник, 29.04.2024, 12:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт школьного психолога

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Опросник Столина

Психодиагностическая копилка » опросник Столина

 ТЕСТ – ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ 
(А.Я.Варга, В.В.Столин)
   Тест – опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
   Родительское отношение понимается как  система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

 Структура опросника.

1.      «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, каков он есть. Он выражает индивидуальность ребенка, стремится проводить много времени вместе с ним, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, не удачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни из- за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, обиду, раздражение. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2.      «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала рассказывает так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3.      «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Высокие баллы – стремление родителя к симбиотическим отношениям с ребенком: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить потребности ребенка, отгородить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, который кажется ему маленьким и беззащитным. Эта тревога повышается, когда ребенок пытается отделиться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4.      «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоких баллах в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплин6ы. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5.      «Маленький неудачник». Высокие значения свидетельствуют о наличии у родителей стремления  инфантилизировать ребенка, приписывать ему личностную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше,  по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ.

При подсчете по всем шкалам учитывается ответ «да», данные сверяются с ключом.

 КЛЮЧ

1. Принятие и отвержение: 3,4,8,10,12,14,15,16,18,20,24,26, 27,29,37,38, 39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,53, 55,56,60.
2.
Образ социальной желательности поведения:
6,9,21,25,31,33, 34,35,36.

3.
Симбиоз:
1,5,7,28,32,41,58

4.
Авторитарная гиперсоциализация:
2,19,30,48,50,57,59

5.
«Маленький неудачник»:
11,13,17,22,23,28,54,61.

ТЕКСТ  ОПРОСНИКА
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда жестокое отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим  ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить  мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как «губка».
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем  старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него  вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не сделает хорошую карьеру.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению и по суждению.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск  с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
 43. Я разделяю увлечение своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчение своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разбираюсь в  интересах своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-нибудь самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, каков он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.