Понедельник, 29.04.2024, 11:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт школьного психолога

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Учитель в современном информационном обществе

Конкурсы » учитель в современном информационном обществе

План – конспект открытого занятия по МХК

Раздел: Миф как первая форма  духовной культуры

Тема:  «Мифы от А до Я»

Цель: В игровой форме  обобщить знания учащихся, полученные на уроках. 

1. Эмоциональный  настрой

(Звучит музыка Чайковского "Февраль")

1  скоморох: Ха-ха-ха!  Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!
2  скоморох:
А  чего они сошлись, сами,поди, не знают.

1  скоморох:
А  я знаю, все готовятся Зимушку проводить, да Весну - Красну встретить.

2  скоморох:
Ой!  Смотрите, сама Матушка Зима к нам в гости идёт.

Зима:
Низкий поклон вам,  добрые миряне! Поморозила я вас на славу. Довольна моя душенька. А может, на  вас ещё морозца напустить?

Скоморохи  хором:
Нет, не надо!

Зима: А раз нет, то порадуйте  меня, повеселите. Покажите свою смекалку, да знания молодецкие!

2. Сообщение целей и задач

Учитель: И  мы сегодня, следуя многовековым традициям, веселыми состязаниями уважим Зимушку  да порадуемся Весне, символом которой для нас сегодня станет это солнышко. А  почему славяне рисовали солнышко с лицом? (Символ Хорса)Игра у нас будет  особая, не силушкой будете меряться, а знаниями да смекалкой. Тему игры, а  также очередность выступления команд в первом конкурсе вы определите, когда  восстановите высказывание английской писательницы, лауреата Нобелевской премии  по литературе 2007 года Дорис Лессинг.    (Правда,  не,  концентрированная,  вымысел, а, Миф).

С давних пор нас  окружают мифы, которые оказали огромное влияние на формирование духовной  культуры человечества. Отголоски их вы встречаете ежедневно, сами того не  подозревая. Вот об этом наш сегодняшний разговор. Сегодня здесь присутствуют  команды из всех 5-х классов, которые померятся силами за звание «Знатоков  мифов», а их капитаны создали для нас хорошее масленичное настроение. Наши  гости сегодня также примут участие в игре,  как издавна принято на Руси, старшее поколение  справедливо рассудит и поможет определить сильнейшего.

Словарная  работа:   

      Археология –  это наука, изучающая по вещественным источникам прошлое человечества
      Иллюстрация – это изображение, поясняющее текст
      Репродукция – абсолютно точное воспроизведение оригинала
      Хронологический – связанный с последовательной сменой событий во времени
      Палехская роспись – вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из  папье-маше. Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области.

    3. Разминка

Представитель  команды выбирает раздел мифологии (славянская, германо-скандинавская или  египетская) и старается в течение 2 минут дать правильные ответы на  максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ присуждается 1  балл.

  Египетская  мифология

  • Почему египтяне  селились на восточном берегу Нила?
  • Почему грабители гробниц, забрав сокровища,  уничтожали мумию и разбивали статуи или отбивали им носы?
  • Какие элементы мирового древа  символизировали божественную власть фараона?
  • Какого бога символизировали проросшие из  земли зелёные побеги пшеницы?
  • Воплощением какого бога считались  крокодилы?
  • Как звали жену  Эхнатона?
  • Что делали  египтяне, если умирала кошка?
  • Какого великого  учёного египтяне причислили к лику богов?
  • Воплощением какого бога считались сфинксы?
  • С какой  стороны следует искать вход в гробницу? 

Славянская мифология

  • Как назывался  второй день Масленицы?
  • Какой цветок  вышивала девушка, готовя приданное, почему?
  • Какой приволжский  город назван по имени мифической девы весны и плодородия?
  • Какой бог положил  начало летоисчисления по солнечному календарю?
  • Бог войны у славян? 
  • Какой бог дал  название веселым песенкам, призывающим щедрый урожай? 
  • Объясните  происхождение наречия «наяву».
  • Какой славянский  обряд символизировал уважение к предкам и непрерывность жизни?
  • Бог удачи, добра,  покровитель всего белого света?
  • Почему славяне верили, что кукушка может  предсказать продолжительность жизни?

Германо-скандинавская  мифология

  • Как называли владельцев  клада, который приносил несчастье?
  • Какой бог пришел в Асгард в качестве  заложника, гаранта мира с Ванами, богами соседних племен? 
  • Как называется гибель Вселенной?
  • Из чего боги сделали первых людей Аска и Эмбли? 
  • Как называется священный напиток, дарующий  мудрость и поэтическое вдохновение?
  • Кем являлась жена  Тора?
  • Как назывался  радужный мост, который соединял средний и верхний миры?
  • Как, с точки зрения  скандинавской мифологии, можно объяснить безудержную отвагу и храбрость  викингов на поле боя?
  • Чем заплатил Один за свою великую мудрость? 
  • Как  называли германо-скандинавские племена мировое древо?

4.Творческий  конкурс

Учитель  дает предварительное задание для конкурса  Капитанов. Капитанам команд необходимо за ПК собирать IP-пазлы, по репродукциям картин известных живописцев:

  • Джон  Уильям Уотерхаус. Нарцисс и Эхо, 1903 г.
  • Соколов  Петр Иванович.  Дедал привязывает крылья  Икару, 1777 г.
  • Антонио  дель Поллайоло.  Геракл и гидра, 1475 г.

В творческом конкурсе необходимо выписать из слайдов имена героев мифов и разделить их на смысловые группы. Команда после  непродолжительного обсуждения принимает итоговое групповое решение.

Физминутка:

  Прекрасная  Афродита купалась в укромном озере. Но любопытные люди прокрались за ней и во  все глаза подглядывали за купающейся Афродитой. Разгневалась Прекраснейшая и  обратилась к Зевсу, чтоб наказал обидчиков. Громовержец сохранил им жизнь, но превратил  в цветы, выражающие любопытство и удивление. В какие? (В  анютины глазки.)

5. Состязание  «Межпредметные связи»

Порядок  выступления команд определяется очередностью выполнения предыдущего задания.  Представители команд выбирают область знаний: географию, историю или  литературу.

(Исторический) Расположите археологические открытия в  хронологическом прядке:                                                               

Генрих Шлиман

 

Тутанхамон

Артур Эванс

 

Эхнатон

Теодор Дэвис

 

Троя

Говард Картер

 

Кносс

(Географический)  Покажите на карте:

  • Море, названное в честь трагически  погибшего отца Тесея.
  • Пролив, носивший имя сестры Фрикса,  упавшей со спины златорунного овна.
  • Греческий город, названный в честь  богини мудрости.
  • Часть света, названную именем дочери  царя финикийского города Сидон, похищенной Зевсом.

(Филологический)  Среди слов в предложении найдите имя божества:

  • Приблизившись к ограде метра на три, Иванушка увидел на ней зловещие черепа.
  • Всего лишь один раз  в году цветет папоротник.
  • Мама отварила рис  и дала мне задание приготовить колево.
  • Юный Павел, если  видел, что черная кошка перебежала дорогу, всегда поворачивал назад.

6. Конкурс  капитанов

Собрав пазл в картину, ребятам необходимо  узнать, какой миф лег в основу ее создания и, используя только мимику и жесты,  показать его своей команде. Победа присуждается той команде, которая быстрее  узнает миф.

7. Подведение итогов. Рефлексия

(Пока жюри подсчитывает итоговые результаты,  учитель подводит итоги игры)
Во  время игры мы использовали репродукции шедевров мировой живописи, созданные в  разных странах в разное время. Часть из них представлены на слайде.Что их  объединяет? Почему авторы в своих произведениях продолжают использовать  мифологические темы? Какое место занимают мифы в современном обществе?
Подводятся  итоги игры, чествование победителей.

Игра  «Солнышко» впечатления от игры дети выражают на  стикерах и наклеивают их возле солнышка.